ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России
Новости

НТП. Руководства и методические рекомендации. Торговые наименования лекарственных препаратов
Обложка руководства

Титульный лист

 

Торговые наименования лекарственных препаратов / ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России; под ред. д-ра фарм. наук Э.А. Коржавых, д-ра мед. наук А.Н.Яворского. – М., 2013. – 240 с.

ISBN 978-5-94465-0173-1

Авторский коллектив:
д-р фарм. наук, проф. Н.Б. Дрёмова; д-р фарм. наук Э.А. Коржавых; д-р фарм. наук, проф. Т.П. Лагуткина; канд. фарм. наук Д.А. Яворский; канд. филол. наук, доц. Р.Е. Березникова; канд. мед. наук В.В. Дудченко; канд. биол. наук П.И. Попов; д-р мед. наук, проф. А.Н. Яворский

Рецензенты:
д-р филол. наук, проф. В.Ф. Новодранова; д-р фарм. наук, проф. И.И. Краснюк

 

Настоящая монография, подготовленная на основе материалов зарубежных и российских публикаций, а также результатов собственных исследований авторов, посвящена новой научной области – фармаконимике, объектом которой являются наименования лекарственных средств.

В книге систематизированы современные научные данные о значении, традиционных подходах к формированию и исследованию торговых наименований лекарственных препаратов. Представлены результаты исследований в области автоматизированного конструирования наименований для новых препаратов и мониторинга существующих торговых наименований с учетом современных тенденций к управлению процессом эффективного и безопасного назначения и отпуска лекарственных препаратов специалистами здравоохранения и применения потребителями.

Монография предназначена для специалистов, работающих в сфере обращения лекарственных средств, студентов фармацевтических и медицинских высших и средних учебных заведений и всех, кто интересуется вопросами терминологии и номенклатуры лекарственных средств.

УДК 615.1:001.4
ББК 81.2Рус-3
Т60

 

Состав ред.коллегии

Оглавление. Страница 1.

Оглавление. Страница 2.

Введение. Страница 1.

Введение. Страница 2.

 

Оглавление

Введение..... 5

Глава 1. Основы фармаконимики (Коржавых Э.А.)..... 9

1.1. Основные понятия..... 11
1.2. Виды наименований лекарственных средств..... 17
1.3. Функции наименований лекарственных средств..... 25

Глава 2. Медико-социальное и экономическое значение наименований лекарственных препаратов (Яворский Д.А., Яворский А.Н.)..... 34
2.1. Факторы, влияющие на реализацию функций торговых наименований..... 34
2.2. Роль наименований лекарственных средств в медицине и здравоохранении..... 42
2.3. Экономическое значение торговых наименований лекарственных препаратов..... 63

Глава 3. Формирование торговых наименований лекарственных средств (Березникова Р.Е., Дрёмова Н.Б.)..... 74
3.1. Лингвистические методы и приемы образования наименований лекарственных средств..... 74
3.2. Графические приемы формирования торговых наименований препаратов..... 89
3.3. Грамматическое оформление, написание и произношение..... 93

Глава 4. Информационные аспекты торговых наименований лекарственных препаратов (Дрёмова Н.Б., Березникова P.E.)..... 103
4.1. Информация о составе препарата..... 104
4.2. Фармацевтические свойства лекарственного препарата..... 109
4.3. Фармакологические и фармакотерапевтические свойства препарата..... 115
4.4. Информация о рыночных характеристиках препарата..... 121
4.5. Косвенные ассоциации в торговых наименованиях лекарственных препаратов..... 126

Глава 5. Методы изучения и моделирования торговых наименований лекарственных препаратов (Коржавых Э.А., Дрёмова Н.Б., Яворский Д.А.)..... 130
5.1. Торговые наименования с позиций повышения безопасности применения лекарственных средств (на примере снотворных препаратов)..... 131
5.2. Торговые наименования антибактериальных препаратов-антибиотиков..... 137
5.3. Моделирование торговых наименований гомеопатических лекарственных средств..... 147
5.4. Торговые наименования лекарственных средств-брендов..... 154

Глава 6. Предпосылки и задачи оптимизации торговых наименований лекарственных препаратов (Яворский Д.А., Лагуткина Т.П., Попов П.И., Дудченко В.В., Яворский А.Н.)..... 166
6.1. Тенденции развития номенклатуры лекарственных средств в России..... 166
6.2. Концепция многомерного пространства решений: перспективы для рационализации торговых наименований лекарств..... 181
6.3. Роль информационных технологий в проектировании торговых наименований лекарственных препаратов..... 184

Глава 7. Создание рациональных торговых наименований лекарственных препаратов (Яворский Д.А., Дудченко В.В., Попов П.И., Лагуткина Т.П., Яворский А.Н.)..... 187
7.1. Концептуальные основы стратегии формирования рациональных наименований..... 187
7.2. Информационные технологии генерирования и мониторинга торговых наименований лекарств..... 200
7.3. Алгоритм создания рационального торгового наименования Лекарственного препарата..... 215
7.4. Гармонизированная процедура регистрации названия лекарства в качестве торгового наименования и товарного знака..... 217

Заключение..... 222
Список литературы..... 223

 

Введение. Страница 3.

Введение. Страница 4.

ВВЕДЕНИЕ

Современный язык живет и интенсивно развивается, номинируя новые реалии окружающего мира. По мере изменения мира появляется потребность в новых наименованиях, которые объективируют новые предметы и явления и их мыслительные образы. Особое место в формировании новой языковой картины мира занимают торговые наименования (ТН; англ. Trade Mark, Trade Name).

Специалисты отмечают, что ТН может иметь стратегическое значение для успешной коммерческой деятельности компании. Удачный выбор запоминающегося ТН – один из наиболее важных факторов, определяющих, насколько быстро новая компания или новый товар получат известность у потребителей, а также насколько они будут успешны на рынке при условии, что обладают всеми остальными необходимыми достоинствами. Создание общеизвестного ТН может стать самым значительным достижением компании, которое позволит ей опередить конкурентов.

Сегодня в условиях глобализации мирового рынка поиск удачного ТН становится все более трудной задачей. Так, в крупнейшем в мире патентном ведомстве – Бюро патентов и торговых марок США (US Patent Trade Mark Office) – уже зарегистрировано более 650 тыс. ТН. Еще сотни тысяч наименований – товарных знаков – зарегистрированы в патентных ведомствах других стран или используются на рынке без регистрации.

Особую сложность представляет проблема выбора наименований для лекар­ственных препаратов (ЛП), что обусловлено спецификой товарных и потребительских свойств ЛП, их непосредственным влиянием на здоровье, качество и продолжительность жизни населения.

ЛП призваны не только облегчать боль и страдания больных, но и быть средством для спасения жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации, пострадавших от войн, терроризма, природных и техногенных катастроф, а также служить заслоном на пути распространения эпидемий опасных инфекционных заболеваний. Поэтому во всех странах мира ЛП подлежат обязательной государственной регистрации и постоянному контролю и надзору со стороны уполномоченных государственных органов.

Создание ТН для ЛП – существенно более сложный и длительный процесс, чем для всех других категорий товаров. Для подавляющего большинства товаров выбор ТН диктуется исключительно маркетинговыми соображениями, а последствия неудачного выбора являются в большей мере обратимыми, поскольку рнски носят в основном финансовый характер. И хотя сам процесс поиска подходящего ТН для ЛП может быть сходным с таковым для других товаров, последствия неудачного выбора могут оказаться необратимыми, так как риски в случае лекарственного средства (ЛС) неизмеримо выше и относятся не только к возможным финансовым потерям, но и к потере здоровья и жизни граждан.

Исследователи в разных странах мира с конца 1970-х гг. отмечают рост числа проблем и осложнений фармакотерапии. Среди причин таких проблем часто упоминают допускаемые медицинскими и фармацевтическими специалистами ошибки выбора, назначения, отпуска ЛП, возникшие вследствие смешения сходных ТН препаратов. В свою очередь, разработчики и производители новых ЛП столкнулись с трудностями при формировании их наименований, обусловленными регуляторными ограничениями как способом предотвращения смешения торговых наименований и предупреждения медицинских ошибок. Кроме того, для российских фармацевтических производителей проблема ТН ЛП осложняется огромной номенклатурой ЛС, присутствующих на отечественном фармацевтическом рынке.

Немаловажным является и лингвистический фактор. Наличие естественных языковых ограничений (количество букв в алфавитах и возможности создания из них удобочитаемых и информативных комбинаций) в совокупности с упомянутыми выше обстоятельствами привели к сложной ситуации, выход из которой отечественные и зарубежные специалисты пытаются найти уже не первое десятилетие.

К настоящему времени в России и многих других странах мира накоплен значительный теоретический и экспериментальный опыт исследований, посвященных различным аспектам фармацевтической информации, относящейся в том числе к наименованиям ЛП. Однако научные знания, полученные в ходе проведенных исследований, нуждаются в обобщении и систематизации в соответствии с современными требованиями фармацевтической и медицинской науки и практики с непрерывно обновляющимся правовым и нормативным полем деятельности в сфере обращения ЛС, что и предопределило необходимость подготовки данной книги.

Цель монографии заключается в упорядочении и осмыслении разнообразных научных данных о значении, традиционных подходах к формированию, исследованию ТН ЛП, а также о прогрессе в области автоматизированного конструирования наименований для новых препаратов и мониторинга существующих ТН. Значение ТН ЛП рассмотрено с учетом современных тенденций к управлению процессом эффективного и безопасного применения ЛС специалистами здравоохранения и потребителями.

В основу книги положены соответствующие зарубежные и российские публикации, в том числе работы авторов настоящей монографии.

Для адекватного восприятия содержания книги необходимо пояснить некоторые исходные положения, обеспечивающие концептуальное единство монографии. Положения касаются двух вопросов: как соотносятся между собой понятия ЛС и ЛП и к чему – к ЛС или к ЛП – относится понятие «торговое наименование» (рис. 1)?

Первое. ЛС поступают в обращение в основном в виде фармацевтических субстанций (полупродукт для производства конечного продукта – готовых ЛС) и собственно готовых ЛС (ЛС с завершенным циклом производства, расфасованные, упакованные и маркированные).

Рисунок 1

Для товарной (потребительской) характеристики готового ЛС используются два понятия – «лекарственный препарат» и «форма выпуска». В примере (А) показано, что ЛП – это [Нурофен; гель, 5%-ный обычно в профессиональном языке употребляется более короткое наименование ЛП, в данном случае – гель Нурофена]. Производитель выпускает также другой ЛП под тем же наименованием [Нурофен; таблетки, покрытые оболочкой; 200 мг; таблетки Нурофена]. Помимо двух разных ЛП, данное ЛС имеет и две разные формы выпуска. Следовательно, согласно примеру (А), для Л С под торговым наименованием «Нурофен» зарегистрировано два готовых ЛC и, соответственно, два ЛП.

Представленное в примере (А) ЛС обладает еще одним наименованием «ибупрофен», которое относится к самостоятельному товару – фармацевтической субстанции – и впоследствии к действующему (лекарственному) веществу готового ЛС и ЛП. Для обозначения субстанций и лекарственных веществ, как правило, используются международные непатентованные (МНН) или химические наименования.

В примере (Б) рассмотрено комбинированное ЛС под торговым наименованием «Полинадим». Действующий компонент этого ЛС состоит из смеси двух фармацевтических субстанций – дифенгидрамина и нафазолина – и запатентован под товарным знаком Полинадим®. ЛП – глазные капли Полинадим.

Таким образом, говоря о наименованиях ЛС, авторы подразумевают совокупность наименований фармацевтических субстанций (лекарственных веществ) и готовых ЛС. Под торговыми наименованиями ЛС понимаются наименования готовых ЛС и их ЛП. Поскольку в здравоохранении используются главным образом ЛП, то проблемы их торговых наименований и стали основным предметом монографии.

Второе. В профессиональной литературе достаточно часто используется термин «торговые названия ». Для единообразия изложения в данной монографии применяется термин «торговые наименования», используемый в соответствии с определением основных понятий Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ.

Материалы монографии подготовлены авторским коллективом, представляющим Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» (А.Н. Яворский, В.В. Дудченко), Курский государственный медицинский университет (Н.Б. Дрёмова, Р.Е. Березникова), Российский университет дружбы народов (Э.А. Коржавых, Т.П. Лагуткина, П.И. Попов, Д.А. Яворский). Участие в работе над монографией специалистов разного профиля (фармация, медицина, филология) и разного рода деятельности (научные исследования, система профессионального образования, предрегистрационная экспертиза ЛС) позволяет всесторонне проанализировать проблему наименований ЛС и пути ее решения в сфере обращения ЛС.

Монография предназначена для специалистов, работающих в сфере обращения ЛС, студентов фармацевтических и медицинских высших и средних учебных заведений, а также для всех, кто интересуется вопросами терминологии и номенклатуры ЛС.

 






© 2012- ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.